Учебно-тренировочный выезд по рекам Кокколанйоки - Асиланйоки
Материал предоставлен турклубом “Мумми-тролли”
Отчет об учебно-тренировочном выезде Санкт-Петербургской Школы водного туризма специализированного уровня по рекам Кокколанйоки - Асиланйоки (4-6 ноября 2011 года).
Цели и задачи выезда.
Провести катамаранную тренировку в реальных природных условиях, а также имитировать режим похода. Перед выездом была проведена техническая тренировка на порогах в Лосево.
Нитка маршрута.
Железнодорожная станция Кузнечное - автотранспорт до поселка Хийтола - река Кокколанйоки - порог «Пенный» - озеро Вейяланъярви - река Асиланйоки - порог «Асиланский» - Ладожское озеро - поселок Березово - пеший переход до станции Кузнечное.
Маршрут пролегал по границе Ленобласти и республики Карелия.
Уровень воды в реках - средний.
Состав группы.
Шесть слушателей и два инструктора. Для проведения учебно-тренировочного выезда использовались два катамарана «четверки» с коленной посадкой.
Состав К4 «МКТ»
Инструктор: Федорова Мария Владимировна
Слушатели: Бардась А. А., Кононов Е. С., Лазарев В. Ф.
Состав К4 «Пингвин»
Инструктор: Федоров Николай Васильевич
Слушатели: Ефимов А. Е., Костыряченко А. М., Костыряченко М. Ю.
Список определяющих препятствий.
№
|
Название |
Категория сложности |
Описание |
Рекомендации к прохождению |
1 |
Порог «Пенный», река Кокколанйоки
|
2-3 |
Длина порога - около 200 метров. На правом повороте - заходная шивера. У острова основная протока - левая. Далее идет ровный слив между опор разрушенной дамбы и глубокая ровная пенная бочка. На выходе из порога - быстроток.
|
После прохождения заходной шиверы - чалка к левому берегу (перед самым сливом) для его осмотра.
|
2 |
Порог «Асиланский», река Асиланйоки
|
3 |
Длина порога: 500 - 600 метров. Ориентир начала порога - высокий белый дом с красной крышей на левом берегу. Заходная шивера - усложняющаяся к концу - с навалами на отдельные камни и воротцами. Вслед за крутым левым поворотом - пологий слив со значительным падением и косым навалом на развалины старой мельницы слева. Слив заканчивается в узкости под мостом. Сразу за ним - выходная шивера с зубьями и двумя протоками. Основная протока - левая. К концу шивера упрощается.
|
Чалка к правому берегу перед входом в заходную шиверу для предварительного осмотра заходной шиверы и слива. Слив удобнее осматривать с моста. Тропа осмотра довольно длинная и проходит по крутому правому берегу.
|
Заброска.
Вариант I.
Доехать электропоездом до станции Кузнечное. От Кузнечного заказать автотранспорт до поселка Хийтола. Начать сплав по реке можно прямо от моста через р. Кокколанйоки в поселке Хийтола. Для стапеля удобна поляна на левом берегу в 50 метрах от моста вниз по течению.
Вариант II.
Воспользоваться поездом № 350 Санкт-Петербург - Костомукша. Доехать до станции Хийтола. От станции до берега реки пройти пешком около 1.5 км. Либо доехать электропоездом до станции Кузнечное и там пересесть на подкидыш. Вариант менее удобный, так как и поезд и подкидыш прибывают в поселок Хийтола поздно вечером. Да и расписание имеют очень неудобное - по дням недели.
Выброска.
Вариант I.
Закончить сплав после порога «Асиланский», заказать автотранспорт до станции Кузнечное и уехать с моста через реку Асиланйоки в районе порога.
Вариант II.
Пройти реку Асиланйоки до устья, выйти в Ладогу и пройти по шхерам до поселка Березово. От поселка идти пешком до станции Кузнечное. Или доплыть до залива Подгорный и идти от него пешком до платформы 152 км.
Аварийные выходы.
По всему маршруту по правому берегу реки проходит трасса Сортавала - Санкт-Петербург (от 0.5 до 1.5 км). Порог «Асиланский» находится в поселке Асилан.
Техническое описание.
04 ноября.
В 8:16 отправление электропоездом от станции Девяткино.
В 11:25 погрузка в микроавтобус и выезд из Кузнечного.
В 12:10 прибытие к месту начала сплава. Место пригодно для стапеля, однако для ночевки не годится.
Стапель, обед-перекус.
В 15:00 – выход на воду. Для тренировки каждые 15 минут выполняли упражнение «смена экипажа по кругу». На речных плесах - заметное течение. Берега у реки - высокие. До этого прошли дожди, поэтому уровень воды средний, возможно, средневысокий.
Через 500 метров от старта в русле появляется островок, возле которого начинается ускорение течения, быстроток с валами. У острова основная протока - левая. Глубина незначительная - половина лопасти весла, кое-где видны камни. Сразу за правым поворотом - чалимся к левому берегу. Недалеко от опор старой, разрушенной плотины. По нынешней воде слив с плотины проходим. Слив по бетону: ровный, двухступенчатый. Первая ступень пологая, меньше метра. Вторая ступень отвесная, но, также, меньше метра. За второй ступенью - ровная и глубокая пенная бочка котлообразной структуры.
За сливом начинается мелкий быстроток, разделенный миниатюрным островком. Слева есть удобная чалка, непосредственно после слива. Плюс к этому есть чалка после быстротока - к песчаному пляжу (также по левому берегу). На правом берегу к плотине подходит дорога из поселка Хийтола.
Первым препятствие проходил экипаж К4 «МКТ», который четко выполнил намеченную линию движения и зачалился сразу после слива к левому берегу. Вторым шел экипаж К4 «Пингвин». В бочке на второй ступени потерял равновесие правый носовой Александр. Выпал и повис на упоре. Экипаж бросился ему помогать вернуться на место и, поэтому, К4 «Пингвин» смог зачалиться только ниже быстротока - к песчаному пляжу. Экипажу также понадобилось время для перевязки надувного сидения.
Вслед за плотиной тянется ровный плес с заметным течением. С высоких берегов нависают деревья.
Вскоре путь перегородила огромная осина, перекинутая через реку и собравшая вокруг себя приличный завал. Стоит отметить, что осину явно спилили бензопилой. Зачалились к правому берегу для проверки возможности обноса. Обнос крайне неудобен: крутые и густо заросшие берега. Решили перетаскивать суда через осину и принялись рубить ветки. В процессе рубки утопили топор. Александр пробовал нырять за ним, но вода в реке мутная, а глубина в месте завала более 2 метров, так что топор достать не получилось. Суда благополучно провели силами Анны Бардась, Федоровой Марии, Федорова Николая, Владимира Лазарева.
Поскольку световой день в ноябре очень короткий, экипаж К4 «МКТ» ускорился, чтобы быстрее выйти в озеро Вейяланъярви и успеть выбрать подходящее место для ночевки до прихода темноты. К4 «Пингвин» немного приотстал.
Вслед за завалом берега реки начинают понижаться, слева и справа к ней подходят поля. Далее река проходит через заросшее камышами небольшое озеро Валтоланъярви. Если заранее по карте не посмотреть, что это все-таки озеро, то можно подумать, что река проходит через болото. Течение практически не чувствуется. Непосредственно перед выходом в озеро Вейяланъярви есть ориентир - реку пересекает ЛЭП.
Вдоль озера Вейяланъярви берега вновь повышаются. Все озеро длиной около 3.5 километров. Первоначально мы планировали встать на правом берегу в конце озера у родника. Родник отмечен на карте как ручей. Однако начинало темнеть, и в 18:30 мы встали чуть раньше, на правом берегу перед сужением озера. Наверху оказалась отличная стоянка, к которой вела лесная грунтовка от основной трассы. Примерно в 18:50 прибыл К4 «Пингвин».
Так как топор был утрачен при преодолении завала, то пришлось готовить на ветках. К нашему счастью не было дождя. Всего за день пройдено порядка 10 км. Средняя скорость на плесах около 5 км/ч.
|
Фото 1: Прибытие и разгрузка.
|
|
Фото 2: Стапель. Мост через реку Кокколанйоки в поселке Хийтола.
|
|
Фото 3: К4 «МКТ». Порог «Пенный». Река Кокколанйоки.
|
|
Фото 4: К4 «Пингвин». Вторая ступень порога «Пенный». Река Кокколанйоки.
|
|
Фото 5: Порог «Пенный». Река Кокколанйоки. Правый носовой выпал и висит на упоре.
|
|
Фото 6: Завал на реке Кокколанйоки. Топор еще с нами.
|
|
Фото 7: Проводка К4 «МКТ» через завал.
|
|
Фото 8: Проводка К4 «Пингвин» через завал.
|
05 ноября.
В 7:00 - подъем дежурных, в 7:40 - группы. Сбор лагеря осуществлялся в темноте, зарядку делали в сумерках. Рассвело в 9:22, когда мы уже загидривались.
В 10:15 - выход.
Погода переменилась - задул сильный и холодный встречный ветер, замедляющий продвижение по озеру. На стоянке возле родника увидели палатки рыболовов, порадовались, что накануне не дошли до нее.
После озера река приобретает название Асиланйоки. В начале идут низкие, заросшие камышом берега. Но вскоре, после пересечения реки ЛЭП, они начинают повышаться. Примерно через километр появляется разрушенный мост. Проход осуществлен в остатках свай справа. На сваях видны сучки, гвозди и скобы. На правом берегу в районе мостом присутствовала группа отдыхающих. К этому месту есть подъезд.
Через 1.5 километра от моста по левому берегу начинают показываться скальные выходы. В самой реке у левого берега лежит валун с надписью желтой краской «ПИПС». На левом берегу виден коттедж - белый с красной крышей. Теперь это ориентир начала порога «Асиланский». Перед преодолением порога необходимо зачалиться к правому берегу на правом повороте реки (перед началом заходной шиверы) для осмотра самой шиверы и основного слива порога. Катамаран «МКТ», который прибыл к месту немного раньше, успел сделать доброе дело - перевезти рыбака, зацепившего блесну за кусты на противоположном берегу, и вернуть его обратно. К этому времени к месту чалки подоспел К4 «Пингвин».
Тропа осмотра по левому берегу была бы короче, но там, вплотную к реке, находятся частные строения, не пройти. По правому берегу приходится лезть на высокий и крутой косогор, а также обходить распадок ручья. Осмотр препятствия можно заканчивать на мосту. С него прекрасно видно ключевое место Асиланского порога - пологий слив с очень высокой скоростью струи, завершающийся навалом на руины мельницы в узости прямо под мостом.
Уже в заходной шивере струя получает заметный разгон. Приближаясь к левому повороту присутствует навал на камень, лежащий у левого берега. Вдобавок на повороте необходимо вписаться в воротца. Ниже моста можно чалиться к любому берегу. Хотя, чуть лучше чалиться влево, оттуда будет удобнее стартовать в выходную шиверу. Шиверу разделяет остров, основная протока у него - левая. Перепад воды в пороге - 8 метров.
Первым порог прошел К4 «МКТ». Экипажу потребовалась энергичная работа, для того чтобы уйти от прижима под мостом. В 12:00 экипаж зачалился к левому берегу за сливом, выставил береговую страховку со спасательным концом и фотооператоров.
К4 «Пингвин» при заходе в слив взял слишком сильно вправо, чтобы уйти от прижима, и в результате прошел впритирку к скале правого берега, едва не забрав с собой оператора. Этот экипаж зачалился в суводь справа чуть ниже моста. Для старта в выходную шиверу пришлось осуществить проводку судна вверх по течению практически к самому мосту.
На правом берегу расположена красивая скала. Вслед за ней берега начинают понижаться, появляются в большом количестве камыши, а течение перестает ощущаться. Встречный ветер с Ладожского озера начал заметно тормозить катамараны.
Перед выходом в Ладожское озеро, на островке, есть неплохая стоянка. Остров выглядит как часть берега, так как его правая протока осень густо заросла камышом. Наша группа воспользовалась этой стоянкой и, в 13:10, сделала обед-перекус.
Дальнейший путь проходил по красивым Ладожским шхерам. Первоначально планировалось дойти до залива Подгорный, что составляет порядка 15 км по ровной воде. Но сильный встречный ветер принудил сократить маршрут до поселка Березово. От Березово до станции Кузнечное пешком около 9 км.
При выходе в Ладогу катамараны с трудом обогнули мыс. Стало очевидно, что экипажам в одиночку не преодолеть такой ветер. К4 «МКТ» даже пришлось вернуться по берегу назад метров на 200, чтобы помочь провести К4 «Пингвин» в ту же бухту, куда дошел К4 «МКТ».
Федорова и Лазарев осуществили разведку путей отхода, так как на карте к месту чалки судов подходила грунтовая дорога. Остатки дороги на самом деле были видны, но они выходили на поле и там пропадали. Передвигаться по ним с грузом было бы невозможно - Колея сильно заросла и была местами завалена упавшими деревьями (от урагана 2010 года).
Когда разведчики вернулись, мы приняли решение посадить на «Пингвин» шестерых самых сильных гребцов, а «МКТ» тащить на буксире. Геометрия К4 «Пингвин» лучше подходила для передвижения по ровной воде. За 40 минут нам удалось дойти до острова Васикансари, где мы сделали передышку.
После передышки мы перечалились на безлюдный берег со стоянкой - Белоярский остров. На дальнейшую борьбу с ветром сил уже не осталось, поэтому остров обошли с запада, мимо баз ЛЭТИ и Морфизприбора. За ними обнаружили стоянку над высокой пологой скалой на краю вырубки. В качестве дров использовали еловые ветки.
На стоянке устроились в 17:45. Всего за день прошли около 20 км. Катамараны разобрали еще до ужина. От этой поляны к трассе А-129 Сортавала - СПб по краю вырубки идет удобная колея.
|
Фото 9: Река Асиланйоки. К4 «МКТ» в пороге «Асиланский».
|
|
Фото 10: Река Асиланйоки. Порог «Асиланский». К4 «МКТ» ушел от прижима влево.
|
|
Фото 11: Река Асиланйоки. Порог «Асиланский». К4 «Пингвин» на заходе в слив порога.
|
|
Фото 12: Река Асиланйоки. К4 «Пингвин» проходит вплотную к скалам порога «Асиланский».
|
|
Фото 13: Река Асиланйоки. Порог «Асиланский». К4 «Пингвин» в конце выходной шиверы.
|
|
Фото 14: По Ладожским шхерам на буксире.
|
06 ноября.
В 7:00 - подъем дежурных, в 7:30 - группы. Завтрак и сбор лагеря.
Проведение тренировки по технике подъема по вертикальным перилам с прусиком, с жумаром и спуска на восьмерке. Отработка верхней страховки через восьмерку.
В 12:31 - выход к станции Кузнечное. В 15:23 - отправление электропоезда на Санкт-Петербург.
Координаты ключевых точек маршрута.
Место стапеля: 61°14.434 СШ 29°42.466 ВД
Порог «Пенный», река Кокколанйоки: 61°13.837 СШ 29° 43.208 ВД
Завал, река Кокколанйоки: 61°13.483 СШ 29°43.752 ВД
Удобная стоянка на озере Вейяланъярви: 61°11.192 СШ 29°46.824 ВД
Разрушенный мост, река Асиланйоки: 61°10.846 СШ 29°49.285 ВД
Чалка перед порогом «Асиланский», река Асиланйоки: 61°10.918 СШ 29°51.380 ВД
Стоянка на малозаметном островке на выходе из реки Асиланйоки: 61°10.787 СШ 29°52.862 ВД
Место антистапеля: 61°09.125 СШ 29°53.347 ВД
|
|
|
|
Фото 15: Тренировка техники подъема и спуска
|
Итоги.
Поставленные цели и задачи учебно-тренировочного выезда - выполнены. Получился довольно короткий, но насыщенный маршрут, включающий в себя все необходимые элементы. Благодаря темному и холодному времени года, выезд имел неплохую напряженность.
Выводы.
Очень хороший маршрут для проведения учебно-тренировочных выездов. Укладывается в формат похода выходного дня. Обе реки подходят для катамаранов и надувных байдарок.
Рекомендации.
Необходимо внимательно отнестись к выбору времени сплава: в межень в отдельных препятствиях возможен негабарит. Реки проходимы в мае и начале июня, а также после сильных осенних дождей.
Отчет подготовила Федорова М.В. на основании дневниковых записей и материалов из очерка о походе Бардась А.А.. В отчете были использованы фотоматериалы Кононова Е.С. и Федорова Н.В.
Перейти к описанию маршрута...
Турклуб “Мумми-тролли”: www.moominclub.ru
Санкт-Петербург
2011